Сегодня я хочу рассказать об удивительном здании в центре Берлина, которое расположено на углу улиц Альбрехтштрассе и Рейнхардштрассе, район Митте. Это бункер времен Второй Мировой Войны, на сегодня являющийся памятником архитектуры.
Здание было построено в 1942 году по проекту архитектора Карла Бонэтца (Karl Bonatz) и использовалось как бомбоубежище для пассажиров, прибывающих на железнодорожную станцию Friedrichstrasse.
Симметричное квадратное пятиэтажное здание площадью 1000 м2, высотой 18 метров, толщиной стен до 2 метров, вмещало около 120 комнат. В мае 1945 года, после победы Красной Армии, бункер превратили в военную тюрьму, а в 1949 году здание уже использовали в качестве текстильного хранилища, позднее переделали в склад для фруктов.
В 1992 году бункер перестроили в ночной клуб для, так называемых, альтернативных субкультур. И, как можно догадаться, с историей клуба было связано много громких скандалов, однако договор аренды действовал лишь до 1997 года.
В 2003 году бункер выкупает известный немецкий коллекционер современного искусства, издатель, владелец рекламного агентства Кристиан Борос (Christian Boros). На крыше здания обустраивают двухэтажный пентхаус для постоянного проживания Бороса и его жены Карен Лохманн (Karen Lohmann). Другие этажи превращают в частную галерею. Здесь можно увидеть полотна Дамиана Херста (Damien Hirst), Елизабет Пайтон (Eliabeth Payton), Эда Руши (Ed Ruscha), Ансельма Рейла (Anselm Reyle) и других современных художников. Кстати, выставку можно посетить, если подать предварительную заявку.
Реконструкцией бункера занимался берлинский архитектор Йенс Каспер (Jens Casper). Он начал с того, что снес внутренние стены и ненесущие перекрытия коридоров, высвободив таким образом чистое пространство в 3 тысячи квадратных метров для экспозиционных целей. 80 комнат галереи получили дополнительные источники естественного освещения, но сохранили брутальный облик благодаря тому, что бетон оставили без отделки.
Фасад здания был очищен и структурно обновлен, впрочем, пулевые и осколочные отверстия, повествующие об историческом прошлом здания, были сохранены подобно "ранениям" Рейхстага.